6.4В

ГБОУ СОШ № 643 Московского района Санкт-Петербурга
Приложение
Система работы учителя-логопеда
С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными речевыми нарушениями, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности.
            Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьёзным  препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении программы общеобразовательной школы.
   С первого дня пребывания в школе ребёнку приходится много пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух. В этих условиях недостатки речи обнаруживаются сразу. Это  может способствовать  формированию негативного отношения к учёбе, отрицательно влиять на эмоциональное состояние школьника.
    Отклонения в развитии устной речи создают серьёзные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменных работах этих детей  много разнообразных специфических, орфографических и синтаксических  ошибок.
     Фонематические и лексико- грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных  осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные не исправления дефектов речевого развития.
  Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей.

Основными задачами учителя-логопеда, работающего в общеобразовательной школе, являются:
  • своевременная диагностика нарушений речевого развития у учащихся;
  • коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;
  • предупреждение и профилактика речевых нарушений;
  • пропаганда специальных логопедических занятий среди учителей и родителей учащихся.
Направления логопедической работы:
·         формирование правильного звукопроизношения;
·         развитие фонематического восприятия;
·         развитие навыков звукослогового анализа и синтеза слов;
·         формирование лексико-грамматического строя речи;
·         закрепление навыков произношения слов различной звукослоговой структуры;
·         совершенствование связной речи;
·         предупреждение и исправление нарушений письма и чтения;
·         развитие мелкой моторики;
·         развитие оптико-пространственных представлений.
 Формы организации занятий являются групповые и индивидуальные занятия. Группы комплектуются учителем-логопедом с учётом речевого нарушения и возраста детей. Занятия проводятся во внеурочное время с учётом режима работы школы.
Программа обучения в начальных классах насыщена, её усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому на логопедических занятиях не даются задания сверх программного материала,  не перегружая  учащихся дополнительной информацией.


Логопедический мониторинг  (выдержка)


Данные
за 2013-2014 уч. г.
Данные
за 2014- 2015 уч. г.
Данные
за 2015-2016 уч. г.
Речевые нарушения
Посещ.
Выпущ.
Продолж.
Посещ
Выпущ.
Продолж.
Посещ
Выпущ
Продолж
Нарушения  устной   речи









Дислалия                               (ФН,   ФФНР)
    7
    4
   3
15
10
5
15
8
7
Нарушения письменной речи









Акустическая дисграфия
  13
   9
   3
5
2
3
8
7
1
Дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза
  17
  13
  4
3
3
0
0
0
0
Оптико-пространственная дисграфия
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Аграмматическая дисграфия
0
0
0
0
0
0
1
0
1
Смешанная дисграфия   (ОНР IV ур.)
  16
   5
  10
21
8
13
14
7
7
Дизорфография
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Дисграфия и дислексия.
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Итого:
53
31
20
44
23
21
38
22
16



Комментариев нет:

Отправить комментарий