ГБОУ СОШ № 643 Московского района
Санкт-Петербурга
Приложение
Система работы
учителя-логопеда
С каждым годом среди учащихся,
поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными речевыми
нарушениями, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности.
Речевые нарушения, встречающиеся у
учащихся начальных классов, являются серьёзным
препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и
чтением, а на более поздних этапах – в усвоении программы общеобразовательной
школы.
С первого дня пребывания в школе ребёнку
приходится много пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса,
задавать вопросы, читать вслух. В этих условиях недостатки речи обнаруживаются
сразу. Это может способствовать формированию негативного отношения к учёбе,
отрицательно влиять на эмоциональное состояние школьника.
Отклонения
в развитии устной речи создают серьёзные препятствия при обучении грамотному
письму и правильному чтению. Письменных работах этих детей много разнообразных специфических,
орфографических и синтаксических ошибок.
Фонематические
и лексико- грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением
звукопроизношения. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на
усвоение ребёнком школьной программы. Подобных
осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные
коррекционные занятия, направленные не исправления дефектов речевого развития.
Преодоление речевого нарушения вселяет в
ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его
познавательных способностей.
Основными
задачами учителя-логопеда, работающего в общеобразовательной школе, являются:
- своевременная
диагностика нарушений речевого развития у учащихся;
- коррекция
нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей
в овладении школьной программой;
- предупреждение
и профилактика речевых нарушений;
- пропаганда
специальных логопедических занятий среди учителей и родителей учащихся.
Направления логопедической работы:
·
формирование
правильного звукопроизношения;
·
развитие
фонематического восприятия;
·
развитие
навыков звукослогового анализа и синтеза слов;
·
формирование
лексико-грамматического строя речи;
·
закрепление
навыков произношения слов различной звукослоговой структуры;
·
совершенствование
связной речи;
·
предупреждение
и исправление нарушений письма и чтения;
·
развитие
мелкой моторики;
·
развитие
оптико-пространственных представлений.
Формы организации занятий являются групповые и
индивидуальные занятия. Группы комплектуются учителем-логопедом с учётом
речевого нарушения и возраста детей. Занятия проводятся во внеурочное время с
учётом режима работы школы.
Программа
обучения в начальных классах насыщена, её усвоение детьми, имеющими отклонения
в речевом развитии, затруднено. Поэтому на логопедических занятиях не даются
задания сверх программного материала, не
перегружая учащихся дополнительной
информацией.
Логопедический
мониторинг (выдержка)
|
Данные
за 2013-2014
уч. г.
|
Данные
за 2014- 2015
уч. г.
|
Данные
за 2015-2016
уч. г.
|
||||||
Речевые
нарушения
|
Посещ.
|
Выпущ.
|
Продолж.
|
Посещ
|
Выпущ.
|
Продолж.
|
Посещ
|
Выпущ
|
Продолж
|
Нарушения устной
речи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дислалия (ФН, ФФНР)
|
7
|
4
|
3
|
15
|
10
|
5
|
15
|
8
|
7
|
Нарушения
письменной речи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Акустическая
дисграфия
|
13
|
9
|
3
|
5
|
2
|
3
|
8
|
7
|
1
|
Дисграфия
на почве несформированности языкового анализа и синтеза
|
17
|
13
|
4
|
3
|
3
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Оптико-пространственная
дисграфия
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Аграмматическая
дисграфия
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
Смешанная
дисграфия (ОНР IV
ур.)
|
16
|
5
|
10
|
21
|
8
|
13
|
14
|
7
|
7
|
Дизорфография
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Дисграфия
и дислексия.
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Итого:
|
53
|
31
|
20
|
44
|
23
|
21
|
38
|
22
|
16
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий