3.8А

  ГБОУ СОШ № 643 Московского района Санкт-Петербурга.
Приложение 3.8. Концепция индивидуальных маршрутов.
 Проектирования   учебно-образовательного маршрута  учащихся ГБОУ СОШ №643
Цель: обеспечение системного, комплексного, скоординированного тьюторского сопровождения проектирования учащимися учебного образовательного маршрута профильного обучения.
Организация сопровождения в образовательной среде осуществляется на основе принципов:
1.      Доступности и своевременности помощи и поддержки.
2.      Гуманизма-веры в возможности ребенка, позитивного подхода.
3.      Реалистичности-учета реальных возможностей ребенка и ситуации.
4.      Системности-рассмотрение ребенка как целостного, развивающегося субъекта.
5.      Открытости – последовательного использования ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников ОУ. 
6.      Деятельности-опора на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту.
7.      Технологичности -  использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе.
Задачи  психолого-педагогического сопровождения в рамках предпрофильной подготовки состоят в следующем:
- активизировать с помощью соответствующих методик размышлений учащихся об их профессиональных интересах и склонностях.
- выявить области профессиональных интересов и склонностей.
- создать условия для развития широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
- формировать способность принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии;
- выявить интересы, склонности и способности школьников.
-формировать практический опыт в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированный на выбор профиля обучения в старшей школе;
- оказывать психолого-педагогическую помощь при приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностей, в том числе связанных с профессиональным становлением
В рамках работы по  сопровождению учащихся 9-х классов на этапе предпрофильной подготовки была проделана следующая работа:
1.                   С педагогическим коллективом проводилось анкетирование готовности учителей средней и старшей школы для работы в профильных классах,
2.                   Консультирование родителей по выбору профиля  
3. 6 лет  в школе ведется учебные  курсы «Твоя профессиональная карьера» в 8 классах и «Моя профессиональная перспектива» в 9 классах
4. Анкетирование и беседы  «Как я выбираю профиль обучения в 10 классе».
Задачи:
 1. Создать условия для  организации проектирования образовательных маршрутов профильного обучения.
2. Предоставить возможность для  овладения  каждым старшеклассником культурой выбора и соорганизации различных образовательных предложений;
з. Оказать помощь в проектировании старшеклассниками образа своего будущего и развитии необходимых ресурсов для осознанного профессионального выбора;
4. Организовать работу по использованию каждым старшеклассником всего возможного ресурса сетевого взаимодействия (открытого образования) и построение своей собственной индивидуальной образовательной программы;
5. Создать условия развития личностного потенциала каждого старшеклассника.


Тьюторское сопровождение – особая педагогическая технология, основанная на взаимодействии ученика и тьютора, в ходе которого ученик осознает и реализует собственные образовательные цели и задачи. Тьютор в ходе взаимодействия создает ситуации и условия, обеспечивающие:
 1)овладение учеником культурными формами познавательной деятельности (проектированием, исследованием);
 2)эффективность, как образовательной деятельности ученика, так и его рефлексии этой деятельности.
Сразу необходимо подчеркнуть, что тьютор – это особая педагогическая позиция. Она отличается от традиционной учительской в первую очередь взглядом тьютора на ситуацию взаимодействия с учеником, на самого ученика. В основе взаимодействия тьютора и ученика лежит субъектная активность ученика. Тьютор занимает позицию сопровождения образовательной деятельности ученика, т. е. цели этой деятельности определяются учеником на основе его индивидуальных интересов, направленностей. Ученик самостоятельно осуществляет реальную образовательную деятельность, а тьютор обсуждает и анализирует эту деятельность вместе с учеником: зачем ему эта деятельность, каковы результаты деятельности, что они означают, к каким переменам ведут, в чем причины успеха и неудачи и т. д. Но позиция тьютора принципиально отличается и от позиции психолога, т. к. в отличие от психолога, которого интересуют личностные изменения, происходящие в ученике, тьютор всегда держит контекст образовательного плана, решения образовательных задач, предметного содержания анализируемой деятельности. Тьюторская позиция это гуманитарная позиция, основанная на признании тьютором права ребенка на самостоятельность, индивидуальность. Вместе с тем тьюторская позиция – это отражение культурного опыта в той предметной сфере, в которой работает ребенок, а так же тех культурных способов деятельности (уже существующих в культуре), которые позволят ученику быть эффективным. Носителем тьюторской позиции может быть как особая педагогическая специализация – собственно тьютор, так и тьюторскую позицию может держать на себе классный руководитель, учитель, воспитатель, другой педагог, имеющий соответствующую подготовку и владеющий технологией тьюторского сопровождения.
Предметом тьюторского сопровождения может являться любая деятельность или процесс, направленные на решение образовательных задач. Это позволяет рассматривать тьюторское сопровождение как универсальную педагогическую технологию, эффективную для достижения индивидуализации обучения. Логика тьюторского сопровождения сводится к достаточно простой идеи. «У тебя (подростка) есть стремление ответить на значимый для тебя вопрос. Я (тьютор) готов обсуждать, зачем тебе эти знания и КАК ты отвечаешь на твой вопрос. Это обсуждение поможет тебе понять свои достижения (какие используемые тобой средства познания эффективны) и твои проблемы (что и КАК надо менять в твоей деятельности). Главное – наша работа поможет тебе понять КАК ты можешь использовать итоги твоей деятельности в твоем будущем – как отдаленном (в профессии, в жизни вообще), так и в ближайшее время».
Мы рассматриваем  вопросы тьюторского сопровождения выбора профиля обучения как частный случай использования тьюторского сопровождения в образовательном процессе.
Технология тьюторского сопровождения включает в себя несколько основных этапов:
1. Определение познавательного интереса подростка.
 2. Формулирование образовательного вопроса.
3.Постановка цели образовательной деятельности.
 4. Поиск образовательных ресурсов и разработка плана образовательной деятельности – разработка «план-карты познавательного интереса».
5.Реализация и обсуждение, анализ, корректировка плана образовательной деятельности - «сбор портфолио», «образовательный проект».
 6. Анализ итогов образовательной деятельности – «презентация портфолио или проекта».
 7. Корректировка образовательной цели, определение временных перспектив.
В поле зрения тьютора также находятся основные компетентности, обеспечивающие успешность учащегося:
- готовность к решению проблем – способность учащихся анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их со стремлениями других людей, планировать результат и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности, что позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь;
- готовность к самообразованию – способность учащихся выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях, что позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи;
- готовность к использованию информационных ресурсов – способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, что позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации;
- готовность к социальному взаимодействию – способность учащихся соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу, что позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач;
- коммуникативная компетентность – готовность учащихся получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным) других людей, что позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.
В каждом образовательном учреждении, принимающем на себя задачи осуществления предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников будет разворачиваться своя модель образовательной программы, обеспеченная теми или иными региональными, финансовыми, административными, управленческими, организационными и прочими возможностями. Но в любой модели, избранной образовательным учреждением, введение тьюторского сопровождения позволит оптимизировать привлекаемые ресурсы.

Индивидуальный учебный план
Учебный план старшей  школы предназначен для обеспечения профилизации и специализации учащихся. Учебный план предусматривает глубокое овладение выбранными учебными предметами и завершение базовой подготовки учащихся по непрофилирующим направлениям.
В основе подхода, принятого при разработке учебного плана, лежит выделение в каждой из образовательных областей трех основных типов учебных курсов:
  • курсы базового уровня;
  • профильные курсы;
  • элективные курсы (спецкурсы или курсы углубленного изучения).
Базовые курсы предназначены для завершения базового образования учащихся по непрофилирующим предметам или областям, они могут быть интегративными.
Профильные курсы предназначены для расширения и углубления общеобразовательной подготовки учащихся в выбранной области образования. Профильные курсы призваны обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (среднего или высшего профессионального). Профильным курсом может быть и традиционный курс углубленного изучения предмета.
Дальнейшая специализация учащихся в рамках выбранного профиля или направления образования проводится на основе элективных курсов.
Фиксация перечня, объема и основного содержания профильных учебных курсов на основе стандартов профильного обучения позволяет создать равные стартовые условия для всех учащихся, обеспечить единство требований ко всем выпускникам старшей ступени обучения, обеспечить преемственность и согласованность образовательных программ общего и профессионального образования.
Наиболее перспективным является подход к организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов. Каждый ученик самостоятельно строит свой учебный план, выбирая предметы из числа предлагаемых школой.
Общеобразовательное учреждение вводит в свой учебный план выбранные учащимися предметы (при условии, что их выбрали не менее 25 учащихся по базовым курсам, и не менее 13 учащихся по профильным и элективным курсам). Обучение ведется в группах переменного состава.
При этом учащиеся обязаны освоить профилированные курсы по двум-трем выбранным образовательным областям, а также курсы базового уровня по остальным областям. Выбор профильных предметов должен соотноситься с тем набором экзаменов, который будет сдавать выпускник школы.
Организация многопрофильного обучения - сложная задача, требующая соблюдения определенных принципов и поэтапной реализации. В первую очередь необходимо, чтобы подготовка учащихся к осознанному выбору профиля велась в процессе всего обучения в основной школе. Правильному выбору ребенка способствуют проведение всех занятий на основе дифференциации требований к уровню освоения предмета, организация кратковременных (объемом 34 часа) факультативных курсов, реализация широкой программы внешкольной деятельности (кружки, олимпиады, системы дополнительного образования и т. п.), а также организация диагностических и консультативных мероприятий, направленных на самопознание школьников, выявление мотивов выбора и реальных образовательных потребностей.




Важнейшим этапом в организации профильного обучения является момент непосредственного выбора, составления старшеклассником проекта собственного индивидуального плана.
Проведение этого этапа требует большой подготовительной работы педагогического коллектива  школы, который должен решить следующие задачи:
  • составить перечень востребованных курсов по каждой образовательной области и по каждому учебному предмету;
  • уточнить содержание курсов, основываясь на потребностях детей и имеющемся учебно-методическом обеспечении;
  • разработать рекомендации по составлению индивидуального плана, подготовить памятку для выпускника основной школы, бланки с перечнем предметов и уровнем их изучения, которые будут заполняться учащимися;
  • разъяснить учащимся и их родителям особенности организации учебного процесса, провести индивидуальную работу с каждым ребенком и его родителями, включая итоговое собеседование;
  • освоить новые принципы организации учащихся в группы переменного состава, меняющегося от урока к уроку, от предмета к предмету;
  • освоить технологию составления расписания занятий и ведения школьной документации, в частности проработать вопрос о замене «классного журнала» на «журнал учителя».

Следующим этапом становится согласование и коррекция представленных учащимися проектов индивидуальных учебных планов и разработка сводного учебного плана многопрофильной школы на текущий учебный год.







Индивидуальный учебный план  ________________________________
Ученика (цы)  ГБОУ СОШ  №643 Московского района Санкт-Петербурга 
физико-математического профиля
Профессиональная  направленность/сфера – инженер (варианты:  математик,  программист).
Образовательный маршрут:
·                    Основной - поступление в университет,  физико-математический факультет
·                    Запасной:
1) поступление в нефтегазовый университет на факульте­т нефтедобычи;
2) поступление в …

Предметы на профильном уровне
Предмет
10 класс
11 класс
Алгебра и начала анализа
4
4
Геометрия
2
2
Физика
5
5

Предметы на базовом уровне
Предмет
10 класс
11 класс
Русский язык
1
1-рк
1
1-рк
Литература
3
3
Иностранный язык
3
3
История
2
2
Информатика и ИКТ
1
1-комп.ОУ
1
1-комп.ОУ
Обществознание (включая экономику и право)
2
2
Химия
1
1-комп.ОУ
1
1-комп.ОУ
Биология
1
1
География
1-рк
1-рк
ОБЖ
1
1
Физическая культура
3
3
Элективные курсы
4
4
 Всего часов в неделю
37
37

Элективные курсы
Часы компонента образовательного учреждения по решению общеобразовательного учреждения,  учитывая интересы и пожелания учащихся и их  родителей, представлены набором элективных курсов  - 4 часа в неделю:
Название курса
Уровень изучения
Место проведения
10 класс
11 класс
«Изучение актуальных вопросов истории России XX-XXI веков»
А, В
ГБОУ школа №643
1

«Современная Британия»
А
ГБОУ школа №643
1

«Английская литература»
В
ГБОУ школа №643
1

«Математика: избранные вопросы»
Б
ГБОУ школа №643
1

«Проектирование индивидуального образовательного маршрута» 
В
ГБОУ школа №643
1

«Современное искусство на улицах города»
В
ГБОУ школа №643
1

«Решение комбинированных и нестандартных задач по химии»
В, А
ГБОУ школа №643
1

«Трудные вопросы химии»
В, А
ГБОУ школа №643
1

«Компьютерная графика и flash-анимация»
Б, В
ЦДЮТТ
1

Всего часов в неделю:


4
4
А-подготовка к итоговой аттестации
Б-профильный
В-индивидуального запроса

Учебные    практики,    проекты,    исследовательская деятельность
Проекты
10 класс
11 класс
Математика: «методы решения алгебраических задач»
Форма отчета – реферат
3

Химия: исследование по теме «Пищевая добавка-глутамат натрия».
Форма отчета – выступление на научно-практической конференции
7

Социальная практика


1. Организация работы и проведение фрагмента урока химии для учащихся  8 классов
4
-
2. Консультации для учащихся основной школы по профильному предмету (математика)
2

3. Социальный проекты в рамках посещения конференций, форумов и других образовательных событий Московского района, Санкт- Петербурга
1

Всего часов в неделю:
17


Отметим, что для реализации модели многопрофильного обучения должно быть набрано не менее трех условных «класс-комплектов». При этом, чем больше учащихся пришло в старшую школу, тем больше открывается возможностей для выбора предметов.
Официально в статусе экспериментальной площадки мы работаем второй год.  За это время мы постарались выполнить следующие задачи:
  1. Подготовка педагогического коллектива к проведению экспериментальной работы (организация курсов, освещение вопроса на педсовете).
  2. Изучение опыта работы других школ, осуществляющих тьюторское сопровождение.
  1. Закрепление в нормативно–правовых документах школы положения о тьюторском сопровождении. (Юридическое оформление тьюторской работы осуществляется в зависимости от нормативно-правовых и экономических возможностей учреждения: либо за счет расширения или изменения существующих должностных обязанностей в условиях профильного обучения, либо за счет выделения специальной позиции тьютора. В последнем случае должны быть представлены документы, регламентирующие деятельность тьютора в школе:
  • Устав школы, в котором определяются задачи индивидуализации и тьюторского сопровождения как обеспечения процесса индивидуализации в старшей школе.
  • Положение о старшей школе, где прописываются цели тьюторской работы в соответствии с концепцией старшей школы и задачами ПП и ПО.

В нашей школе тьюторское сопровождение осуществляется за счет часов внеаудиторной занятости. Внесены соответствующие изменения в Устав школы, Положение о предпрофильной подготовке и профильном обучении, утверждены должностные обязанности тьюторов.



Разработка программы сопровождения учеников предпрофильного обучения.
И сейчас мы находимся на формирующем этапе эксперимента, главной задачей которого является реализация программы сопровождения через взаимодействие тьютора с субъектами образовательного процесса, а также отслеживание динамики процесса самоопределения. В системе тьюторского сопровождения реализация вышеперечисленных функций и организация продуктивных субъект-субъектных взаимодействий осуществляется в соответствии с особенностями конкретной образовательной ситуации применительно к участниками образовательного процесса различных типологических групп: лицеистов, учителей, администрации.
В настоящее время можно обобщить результаты тьюторской работы по нескольким направлениям: тьюторское сопровождение школьников с особыми познавательными потребностями и не определившихся в собственной образовательной траектории, учителей, стремящихся к профессиональному саморазвитию и самоосуществлению. Реализация полифункциональной субъект-субъектной модели в настоящее время не носит принудительного характера, однако добровольность включения в тьюторскую деятельность является значимым фактором формирующего воздействия для педагога, принявшего данную профессиональную позицию, за счет расширения горизонтов его мировидения и актуализации рефлексивной составляющей профессиональной деятельности.
На этапе создания «инфраструктуры развития» реализуется деятельность тьютора по организации индивидуальных занятий и занятий в малых группах, которые нацелены на решение сложных задач олимпиадного уровня после необходимого курса теоретической подготовки. В образовательный процесс, поддерживаемый тьютором, вносятся новые элементы открытости, «разомкнутости», поскольку учитываются актуальные изменения индивида и динамические характеристики окружающей его реальной и виртуальной образовательной среды. Проявляются феномены ситуативного взаимообучения сверстников, обмен опытом участия в международных интеллектуальных играх, предметных и внепредметных олимпиадах. Процесс самоподготовки к участию в интеллектуальных турнирах, курируемый тьютором, становится все более рациональным, «технологизированным».
На этапе выявления ситуации продуктивного взаимодействия  педагоги, тьюторы проводят работу по поддержке индивидуальных научно-исследовательской деятельности школьников, активизируя их познавательные усилия. На данном этапе тьютором поддерживаются усилия, направленные на соблюдение регламентов оформления результатов исследовательских работ, статей, а также проводится работа по формированию умений самопрезентации в форме оформления грантовых заявок, заявок на участие в конкурсах и турнирах, оформлению компьютерных презентаций для выступлений на конференциях.
Этап самоопределения в направлении дальнейшего образовательного движения проходит в режиме совместной коррекции траектории дальнейшего развития, этап открытия нового пространства возможностей приходится на период активного участия школьников  в районных и региональных олимпиадах, в их ознакомлении с образовательными программами вузов, которые осуществляют подготовку по избранному направлению.
Тьюторские практики, как показывают результаты реализации новой образовательной стратегии развития системы отечественного образования, заключают в себе значительный научно-образовательный потенциал, их становление должно стать объектом специальной теоретической рефлексии исследователей и организаторов образования.


http://pandia.ru/text/77/367/images/image004_0.gif
http://pandia.ru/text/77/367/images/image005_0.gif



Комментариев нет:

Отправить комментарий