Приложение
3.5. Мониторинг, психодиагностика
ГБОУ СОШ № 643
Московского района Санкт-Петербурга
План
№
|
Название программы. Аннотация
|
Сроки
|
|
I. Диагностические обследования
|
|||
1.
|
Адаптация к обучению в школе
Определение уровня познавательных способностей,
развития эмоционально-волевой сферы учащихся 1 кл.
|
ноябрь
|
|
2.
|
Интерактивное
занятие «Здравствуй, школа!»
Психологическая профилактика возможных трудностей при
адаптации к школе Адаптация к обучению в средней школе
|
сентябрь
|
|
II. Развивающие программы
|
|||
1.
|
«Уроки здоровья»
Пропаганда здорового образа жизни. Формирование у
младших школьников ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и
укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков учащихся по
гигиенической культуре
|
апрель
|
|
2.
|
«Азбука общения»
Знакомство с правилами общения, формирование у детей
навыков способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
|
апрель
|
|
3.
|
«Уроки общения»
Создание благоприятных условий социально-психологической
адаптации школьников через повышение коммуникативной компетентности
|
май
|
|
4.
|
«Дружный класс». Работа с классным коллективом по развитию
толерантного отношения к одноклассникам, формированию благоприятного
психологического климата в классе
|
В течение года
|
|
5.
|
Лекция
«Права и обязанности подростков»
Информирование учащихся средней школы о правах и
обязанностях несовершеннолетних предусмотренных Конституцией РФ, Гражданским,
Административным и Уголовным Кодексом РФ
|
Октябрь
Ноябрь
май
|
|
6.
|
«Мир профессий»
Способствует профессиональному самоопределению
учащихся
|
март
|
|
III. Профилактика правонарушений и зависимого поведения
|
|||
1.
|
Профилактика ксенофобии и экстремизма через принятие
и понимания многообразия культур
|
май
|
|
2.
|
Формирование позитивного отношения к здоровому образу
жизни, профилактика табакокурения, алкоголизма, наркозависимости.
|
декабрь
|
|
3.
|
Развитие межличностной толерантности учащихся.
Создание благоприятных условий для развития межличностной толерантности у учащихся
среднего звена общеобразовательных школ; формирование ценностных ориентаций
школьников; формирование конфликтной компетентности у школьников
|
Декабрь
апрель
|
|
4.
|
Профилактика рискованного поведения, развитие
толерантности
|
В течение года
|
|
5.
|
Развитие навыков эффективного планирования времени,
постановки и достижения цели для профилактики рискованного поведения
|
март
|
|
6.
|
Формирование у подростков первичных умений
анализировать различные социальные ситуации, предоставляющие возможность
делать обоснованный выбор на основе здоровых установок и навыков
ответственного поведения
|
декабрь
|
|
В рамках
подпрограммы реализуются программа внеурочной деятельности «Волшебная кисточка»
реализующая направление – арт-терапия.
ВЫДЕРЖКА из
мониторинга (в соответствии с соглашением о сотрудничестве между ГБУ ДО
ЦППМСП и ГБОУ № 643)
(диагностика
проводится в динамике)
№
|
Классы
|
методики
|
|
1
|
1 классы
|
1.ЦТО
(цветовой тест отношений), методика
«Домики» (автор Орехова О.А.)
2
Методика «Лесенка» (автор Т.Д.Марцинковская);
3.Методика
«Кодирование» (автор Пьерон – Рузер);
4.
Пиктографический тест школьной мотивации (автор Н.Г. Лусканова);
|
Выводы: Результаты обработки теста цветовой
диагностики «Домики» показывают, что у
учащихся 1 «А» класса
положительное отношение к понятию «Одноклассники» увеличилось.
Отношение учащихся к понятиям: «Я», «Семья», «Школа», «Друзья» и
«Учитель» нейтральное.
В 1 «Б» классе
положительное отношение
учащихся к понятию «Я» сохранилось. Отношение к таким понятиям как:
«Семья» и «Друзья» «Школа» «Учитель» осталось на том же нейтральном уровне.
Увеличился балл отражающий отношение к понятию «Одноклассники».
В 1 «В»
положительное отношение
учащихся к таким понятиям как: «Я» и «Семья» сохранилось. Отношение к понятиям «Учитель»
и «Школа» стало более позитивным.
Отношение к понятию «Друзья» стало ближе к нейтральному уровню. К понятию
«Одноклассники» отношение скорее отрицательное. В этом классе учителю необходимо
уделять дополнительное внимание и проводить дополнительную работу по
формированию положительного отношения учащихся друг к другу
|
.«Лесенка» самооценка
|
Выводы: В 1 «А» и 1 «В» классах
количество учащихся, имеющих завышенную самооценку увеличилось в 1 «А» на
23%, а в 1 «В» на 16%. В 1 «Б» классе учащихся с завышенной самооценкой стало
на 30% меньше. Учащихся с заниженной самооценкой нет. В 1 «В» классе
увеличилось количество учащихся с заниженной самооценкой на 4%
|
||
3.«Кодирование»
Цель – определить уровень концентрации внимания.
|
Выводы: в 1 «А» и 1 «В»
классах количество учащихся, имеющих уровень развития концентрации внимания
выше нормы, увеличилось соответственно на 47% и 40%. В 1 «А» классе
количество учащихся, имеющих уровень развития концентрации внимания
соответствующий возрастной норме, увеличился на 7%. Учащихся имеющих уровень
концентрации внимания ниже нормы, нет.
В 1 «Б» классе количество
учащихся, имеющих уровень развития концентрации внимания ниже нормы,
увеличилось на 32%. Количество учащихся, имеющих уровень развития
концентрации внимания соответствующий возрастной норме, уменьшилось на 15%.
Количество учащихся с высоким уровнем концентрации внимания уменьшилось на
14%.
В 1 «В» количество
учащихся, имеющих уровень развития концентрации внимания соответствующий
возрастной норме, увеличилось на 4%. На 25% снизилось количество учащихся
имеющих уровень развития концентрации внимания ниже нормы
|
||
Результаты
пиктографического теста школьной мотивации
Цель – определить уровень школьной мотивации.
Оцениваемые универсальные учебные действия: мотивация учебной
деятельности.
|
Выводы:
·
0 баллов, т.е. несоответствие
рисунка теме задания, указывает на отсутствие школьной мотивации, что
возможно связано с мотивационной незрелостью ребенка, детским негативизмом,
непониманием темы, таких учащихся в
1«А» и 1«В» классах учащихся с отсутствием школьной мотивации нет, в 1«Б»
классе таких учащихся 12% (4% - осенью).
·
10 баллов указывает на положительно отношение к школе, но с
преобладанием игровой мотивации, соответственно таких детей в 1«А»-8% (24% - осенью), в 1«Б»-17% (12% -
осенью), в 1«В» - 16% (11% - осенью).
·
20 баллов указывают на положительное отношение к школе, с
преобладанием внешних мотивов, таких учащихся соответственно 46% (32% -
осенью), 35% (36% - осенью) и 20% (29% - осенью).
·
30 баллов указывают на высокую
школьную мотивацию и познавательный интерес, соответственно, таких учащихся
1«А»- 46% (44% - осенью), 1«Б»-44% (42%- осенью) и 1«В»-64% (56%- осенью)
|
||
2
|
5
классы
|
Методика
«Наши отношения»:
- Удовлетворенность своим положением в классе;
- Конфликтность;
- Дружеские отношения
|
В результате проведения программы в обоих классах все показатели остались на том же
среднем уровне. На основании этого можно предположить, что только работы по
данной программе с учащимися этого класса недостаточно. Деятельность по
созданию хорошего психологического климата в классе, улучшению дружеских
отношений должна быть продолжена
учителями непосредственно в школе,
особенно классным руководителем
|
Социометрическое
обследование
|
В ходе занятий некоторые учащиеся смогли справиться с трудностями,
связанными со своей неуверенностью и тревожностью, некоторые смогли проявить
организаторские способности во время занятий, и попробовать себя в роли
лидеров, статус некоторых учащихся изменился в лучшую сторону.
В начале и в конце работы помимо основной диагностики мы просили
ребят оценить, насколько их класс дружный сплоченный (по 10-балльной шкале).
В 5А средний балл до занятий составил 6,8, после – 8,6. В 5Б средний балл до занятий составил 7,3,
после – 7,5.
Наблюдая за поведением ребят во время занятий, мы заметили, что
ребята 5А активно общаются друг с другом, открыты к взаимодействию как с друг
с другом, так и со взрослыми. Учащиеся в этом классе достаточно слаженно
работают над выполнением деловых задач.
В 5Б по нашим наблюдениям учащимся трудно давались групповые задания,
целью которых являлось достижение совместного результата. При появлении
трудностей интерес пропадал. Во время выполнения различных заданий ребята
доброжелательно относились друг к другу.
|
||
3
|
4 классы
|
. Методика «Интеллектуальная лабильность»
(В.Т. Козлова)
|
По результатам диагностики
в 4А классе у 33% учащихся определился высокий уровень развития переключения
внимания, у 54% учащихся - низкий уровень развития переключения внимания.
В 4Б у 46% показатель
переключения внимания соответствует высокому уровню развития, у 32% учащихся
показатель переключения внимания соответствует среднему уровню развития.
Учащихся имеющих низкий уровень развития переключения внимания также 22%.
Высокий уровень подразумевает, что у учеников развита высокая концентрация
внимания, ориентировка на заданную систему требований, обучающиеся
сознательно контролируют свои действия.
Средний
уровень – ориентировка
на систему требований развита недостаточно, что обусловлено недостаточным
развитием уровня произвольного внимания.
Низкий уровень
регуляции действий говорит о том, что обучающиеся нарушают заданную систему
требований, предложенную взрослым из-за низкой концентрации внимания и
трудностями в переключении внимания
|
2. Анкета «Определение
состояния психологического климата в классе»
|
Вывод: 83% учащихся 4А класса с хорошим настроением идут в школу,
ребятам нравятся одноклассники, которые их окружают и в целом они довольны
учебой.
В 4Б с
хорошим настроением идут в школу 68% учащихся, 32% с нейтральным
настроением
|
||
3. Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн
|
Вывод: у большинства учащихся 4А, 4Б и классов
по результатам диагностики определилась очень высокая и высокая
самооценка, что является нормой для учащихся младшей школы. В 4А классе
низкая самооценка выявлена у двух учащихся, им рекомендована дополнительная
консультация. В 4Б классе с низкой самооценкой два человека, им также
рекомендована дополнительная консультация. В
4Б (39%) учащихся своей «Уверенности в себе» поставили низкий балл.
Что касается
уровня притязаний, то у 68% учащихся 4Б класса уровень притязаний очень
высокий, у 7% учащихся уровень притязаний высокий и у 21% - средний. У
учащихся 4А уровень притязаний представлен таким образом: очень высокий и
высокий -50% и 33% соответственно; средний уровень у 8% учащихся и низкий уровень – 8%
|
||
4. Методика изучения
мотивов участия школьника в деятельности (авторы Л. В. Байбородова, Л.И. Ченявская)
|
Вывод:
на момент диагностического обследования в 4А классе коллективистические мотивы выбирают 42% учащихся, личностные – 29%, а
престижные - 17% учащихся.
В
4Б классе коллективистические
мотивы выбирают 54%, личностные - 11%
учащихся, а престижные – 28%
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий