3.5

Приложение 3.5. Мониторинг, психодиагностика
ГБОУ СОШ № 643 Московского района Санкт-Петербурга
План

Название программы. Аннотация
Сроки
I. Диагностические обследования
1.
Адаптация к обучению в школе
Определение уровня познавательных способностей, развития эмоционально-­волевой сферы учащихся 1 кл.
ноябрь
2.
Интерактивное занятие «Здравствуй, школа!»
Психологическая профилактика возможных трудностей при адаптации к школе Адаптация к обучению в средней школе
сентябрь
II. Развивающие программы
1.
«Уроки здоровья»
Пропаганда здорового образа жизни. Формирование у младших школьников ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре
апрель
2.
«Азбука общения»
Знакомство с правилами общения, формирование у детей навыков способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
апрель
3.
«Уроки общения»
Создание благоприятных условий социально-­психологической адаптации школьников через повышение коммуникативной компетентности
май
4.
«Дружный класс». Работа с классным коллективом по развитию толерантного отношения к одноклассникам, формированию благоприятного психологического климата в классе
В течение года
5.
Лекция «Права и обязанности подростков»
Информирование учащихся средней школы о правах и обязанностях несовершеннолетних предусмотренных Конституцией РФ, Гражданским, Административным и Уголовным Кодексом РФ
Октябрь
Ноябрь
май
6.
«Мир профессий»
Способствует профессиональному самоопределению учащихся
март
III. Профилактика правонарушений и зависимого поведения
1.
Профилактика ксенофобии и экстремизма через принятие и понимания многообразия культур
май
2.
Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, профилактика табакокурения, алкоголизма, наркозависимости.
декабрь
3.
Развитие межличностной толерантности учащихся. Создание благоприятных условий для развития межличностной толерантности у учащихся среднего звена общеобразовательных школ; формирование ценностных ориентаций школьников; формирование конфликтной компетентности у школьников
Декабрь
апрель
4.
Профилактика рискованного поведения, развитие толерантности
В течение года
5.
Развитие навыков эффективного планирования времени, постановки и достижения цели для профилактики рискованного поведения
март
6.
Формирование у подростков первичных умений анализировать различные социальные ситуации, предоставляющие возможность делать обоснованный выбор на основе здоровых установок и навыков ответственного поведения
декабрь

В рамках подпрограммы реализуются программа внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» реализующая направление – арт-терапия.


ВЫДЕРЖКА из мониторинга (в соответствии с соглашением о сотрудничестве между ГБУ ДО ЦППМСП  и ГБОУ № 643)
(диагностика проводится в динамике)


Классы
методики

1
1 классы

1.ЦТО (цветовой тест отношений), методика  «Домики» (автор Орехова О.А.)
2 Методика «Лесенка» (автор Т.Д.Марцинковская);
3.Методика «Кодирование» (автор Пьерон – Рузер);
4. Пиктографический тест школьной мотивации (автор Н.Г. Лусканова);


Выводы: Результаты обработки теста цветовой диагностики «Домики» показывают, что у  учащихся 1 «А» класса  положительное отношение  к  понятию «Одноклассники» увеличилось. Отношение  учащихся к  понятиям: «Я», «Семья», «Школа», «Друзья» и «Учитель» нейтральное.
В 1 «Б» классе  положительное отношение  учащихся к понятию «Я» сохранилось. Отношение к таким понятиям как: «Семья» и «Друзья» «Школа» «Учитель» осталось на том же нейтральном уровне. Увеличился балл отражающий отношение к понятию «Одноклассники».
В 1 «В»  положительное отношение  учащихся к таким понятиям как: «Я» и «Семья»  сохранилось. Отношение к понятиям «Учитель» и «Школа»  стало более позитивным. Отношение к понятию «Друзья» стало ближе к нейтральному уровню. К понятию «Одноклассники» отношение скорее отрицательное. В этом классе учителю необходимо уделять дополнительное внимание и проводить дополнительную работу по формированию положительного отношения учащихся друг к другу
.«Лесенка» самооценка

        Выводы: В 1 «А» и 1 «В» классах количество учащихся, имеющих завышенную самооценку увеличилось в 1 «А» на 23%, а в 1 «В» на 16%. В 1 «Б» классе учащихся с завышенной самооценкой стало на 30% меньше. Учащихся с заниженной самооценкой нет. В 1 «В» классе увеличилось количество учащихся с заниженной самооценкой на 4%
                                                           3.«Кодирование»
                Цель – определить уровень концентрации внимания.

Выводы: в 1 «А» и 1 «В» классах количество учащихся, имеющих уровень развития концентрации внимания выше нормы, увеличилось соответственно на 47% и 40%. В 1 «А» классе количество учащихся, имеющих уровень развития концентрации внимания соответствующий возрастной норме, увеличился на 7%. Учащихся имеющих уровень концентрации внимания ниже нормы, нет.
В 1 «Б» классе количество учащихся, имеющих уровень развития концентрации внимания ниже нормы, увеличилось на 32%. Количество учащихся, имеющих уровень развития концентрации внимания соответствующий возрастной норме, уменьшилось на 15%. Количество учащихся с высоким уровнем концентрации внимания уменьшилось на 14%.
В 1 «В» количество учащихся, имеющих уровень развития концентрации внимания соответствующий возрастной норме, увеличилось на 4%. На 25% снизилось количество учащихся имеющих уровень развития концентрации внимания ниже нормы
Результаты пиктографического теста школьной мотивации

Цель –  определить уровень школьной мотивации.
Оцениваемые универсальные учебные действия: мотивация учебной деятельности.


Выводы:
·                                 0 баллов, т.е. несоответствие  рисунка теме задания, указывает на отсутствие школьной мотивации, что возможно связано с мотивационной незрелостью ребенка, детским негативизмом, непониманием темы, таких учащихся  в 1«А» и 1«В» классах учащихся с отсутствием школьной мотивации нет, в 1«Б» классе таких учащихся 12% (4% - осенью).
·                                 10 баллов указывает на положительно отношение к школе, но с преобладанием игровой мотивации, соответственно таких детей  в 1«А»-8% (24% - осенью), в 1«Б»-17% (12% - осенью), в 1«В» - 16% (11% - осенью).
·                                 20 баллов указывают на положительное отношение к школе, с преобладанием внешних мотивов, таких учащихся соответственно 46% (32% - осенью), 35% (36% - осенью) и 20% (29% - осенью).
·                                 30 баллов указывают на  высокую школьную мотивацию и познавательный интерес, соответственно, таких учащихся 1«А»- 46% (44% - осенью), 1«Б»-44% (42%- осенью) и 1«В»-64% (56%- осенью)
2
5 классы
 Методика  «Наши отношения»:
- Удовлетворенность своим положением в классе;
- Конфликтность;
- Дружеские отношения
В результате проведения программы в обоих  классах все показатели остались на том же среднем уровне. На основании этого можно предположить, что только работы по данной программе с учащимися этого класса недостаточно. Деятельность по созданию хорошего психологического климата в классе, улучшению дружеских отношений  должна быть продолжена учителями  непосредственно в школе, особенно классным руководителем

Социометрическое обследование

В ходе занятий некоторые учащиеся смогли справиться с трудностями, связанными со своей неуверенностью и тревожностью, некоторые смогли проявить организаторские способности во время занятий, и попробовать себя в роли лидеров, статус некоторых учащихся изменился в лучшую сторону.
В начале и в конце работы помимо основной диагностики мы просили ребят оценить, насколько их класс дружный сплоченный (по 10-балльной шкале). В 5А средний балл до занятий составил 6,8, после – 8,6.   В 5Б средний балл до занятий составил 7,3, после – 7,5.   
Наблюдая за поведением ребят во время занятий, мы заметили, что ребята 5А активно общаются друг с другом, открыты к взаимодействию как с друг с другом, так и со взрослыми. Учащиеся в этом классе достаточно слаженно работают над выполнением деловых задач.
В 5Б по нашим наблюдениям учащимся трудно давались групповые задания, целью которых являлось достижение совместного результата. При появлении трудностей интерес пропадал. Во время выполнения различных заданий ребята доброжелательно относились друг к другу.
3
4 классы

. Методика «Интеллектуальная лабильность» (В.Т. Козлова)

По результатам диагностики в 4А классе у 33% учащихся определился высокий уровень развития переключения внимания, у 54% учащихся - низкий уровень развития переключения внимания.
В 4Б у 46% показатель переключения внимания соответствует высокому уровню развития, у 32% учащихся показатель переключения внимания соответствует среднему уровню развития. Учащихся имеющих низкий уровень развития переключения внимания также 22%. Высокий уровень подразумевает, что у учеников развита высокая концентрация внимания, ориентировка на заданную систему требований, обучающиеся сознательно контролируют свои действия.
Средний уровень – ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено недостаточным развитием уровня произвольного внимания.
Низкий уровень регуляции действий говорит о том, что обучающиеся нарушают заданную систему требований, предложенную взрослым из-за низкой концентрации внимания и трудностями в переключении внимания
2. Анкета «Определение состояния психологического климата в классе»

Вывод: 83% учащихся 4А класса с хорошим настроением идут в школу, ребятам нравятся одноклассники, которые их окружают и в целом они довольны учебой.
           В 4Б  с  хорошим настроением идут в школу 68% учащихся, 32% с нейтральным настроением
3. Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн

Вывод: у большинства учащихся 4А, 4Б и  классов  по результатам диагностики определилась очень высокая и высокая самооценка, что является нормой для учащихся младшей школы. В 4А классе низкая самооценка выявлена у двух учащихся, им рекомендована дополнительная консультация. В 4Б классе с низкой самооценкой два человека, им также рекомендована дополнительная консультация. В  4Б (39%) учащихся своей «Уверенности в себе»  поставили низкий балл.
Что касается уровня притязаний, то у 68% учащихся 4Б класса уровень притязаний очень высокий, у 7% учащихся уровень притязаний высокий и у 21% - средний. У учащихся 4А уровень притязаний представлен таким образом: очень высокий и высокий -50% и 33% соответственно; средний уровень у  8% учащихся и низкий уровень – 8%
4. Методика изучения мотивов участия школьника в деятельности (авторы Л. В. Байбородова, Л.И. Ченявская)

Вывод: на момент диагностического обследования в 4А классе коллективистические мотивы выбирают 42% учащихся, личностные – 29%, а престижные - 17% учащихся.
В 4Б классе коллективистические мотивы выбирают 54%, личностные - 11% учащихся, а престижные – 28%

Комментариев нет:

Отправить комментарий