3.6

ГБОУ СОШ № 643 Московского района Санкт-Петербурга
Приложение 3.6.
Рекомендации для педагогов:
-       Помните, что педагог должен не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться. Для успешного обучения мы должны свои требования превратить в желания ребенка.
-       Помните, что любой ребенок может чего-то не знать, не уметь, в чем-то ошибаться. Способствуйте формированию «правильного» отношения к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала.
-       Предъявляйте учащимся четкие, последовательные, понятные для них требования, требования должны быть согласованы между всеми учителями.
-       При предъявлении одинаковых требований к разным ученикам учитывайте их индивидуальные особенности и разный уровень способностей.
-       Делайте акцент на достижениях и успехах учащихся, ориентируйтесь на позитив.
-       Критикуйте не личность учащегося, а его поведение, конкретный проступок.
-       Исключайте осуждение какого-либо ученика перед всем классом. Замечания лучше делать наедине (на перемене, после уроков).
-       Никогда не сравнивайте между собой детей, не противопоставляйте «сильных» учеников – «слабым».
-       Объявляйте о проверочных и контрольных работах заранее, четко определяйте их тему.
-       Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка
с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций.
-       Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.
-       Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам.
-       Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестает вас слушать и слышать.
-       Ругая девочку, помните об ее эмоциональной бурной реакции, которая мешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки.
-       Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это бесполезно.
-       Используйте нетрадиционные формы урока в виде совместного составления или отгадывания кроссвордов, командных игр типа КВН или «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?», дискуссий, диспутов, уроков-исследований, различных творческих заданий и т.д.
-       для гармоничного развития ребенка научите его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).


Рекомендации классным руководителям по формированию универсальных учебных действий
Личностные УУД:
1. Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогайте найти в нем его индивидуальные личные особенности, и использовать их в учебной деятельности и общении.
2. Помогайте раскрыть и развить в каждом ученике его сильные личные качества и умения.
3. Организуя учебную деятельность по предмету, старайтесь учитывать индивидуально-психологические особенности каждого ученика.
4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.

Регулятивные УУД:
1. Учите детей управлять своей речью при высказывании своей точки зрения.
2. Учите школьников выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу или правилу.
3. Помогайте ребенку учиться адекватно оценивать выполненную работу и исправлять ошибки.
                                                                          
Коммуникативные УУД:
1. Учите детей высказывать свои мысли. Во время ответа задавайте наводящие вопросы.
2. Пробуйте различные виды «нестандартных» уроков в форме игр, дискуссий и др.
Обращайтесь за информацией к специалистам ГБУ ДО ЦППМСП Московского района.
            3. Организовывая работу в группах или парах, напоминайте о правилах ведения дискуссии.
            4. Приучайте детей задавать уточняющие вопросы по материалу (кто, что, почему, зачем?), переспрашивать, уточнять. 

Общие рекомендации
Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим  возможностям первоклассников.
        Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания ребёнка в школе. Необходимо помнить, что такие качества детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны  особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одёргивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.
        В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребёнку возможность работать в присущем ему темпе. Объём работы школьников должен увеличиваться постепенно.
        Уровень развития функциональных систем и сформированности психических процессов детей (внимание, память, мышление, уровень произвольности) обеспечивающих успешность обучения, диктуют необходимость предоставления детям разных по сложности учебных заданий, и, что особенно важно, разную долю участия  учителя в их выполнении. Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень «школьной зрелости».
        Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребёнка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя.
Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными способами невербального общения – обнять ребёнка, взять за руку и т.д. Это не только успокаивает ребёнка, но и вселяет в него уверенность, что взрослый хорошо к нему относится.  Необходимо особо обратить внимание на это положение, так как для первоклассников существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя которое не должно зависеть от реальных успехов ребёнка.
        Требования к выполнению школьных норм должны вводиться постепенно и не в форме указаний, а в форме пожеланий. Со стороны учителя недопустимы проявления раздражения, резкие замечания. Следует терпеливо и мягко ещё и ещё раз повторять необходимое правило.
        Для развития самостоятельности и активности детей  важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребёнка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение.
        Особое внимание требуют дети с низким уровнем активности. Главная задача учителя – проявлять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски.
        В первом классе следует специально учить детей организовывать свою деятельность: планировать свои действия, менять условия работы. Здесь требуется терпеливая длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция, подробно объясняющая что и как делать.
        При организации деятельности по решению учебной задачи необходимо учить детей планировать свои действия. Очень важно побуждать детей проговаривать вслух последовательность действий, осуществлять самостоятельно контроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления.
        Необходимо обратить внимание на структуру урока в первом классе. Она должна быть «дробной», то есть включать несколько видов деятельности.
        Для первоклассников ещё очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Это прежде всего относится к игре. Поэтому следует активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать игру, не исключать её из жизни первоклассника. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр – ролевые игры и игры с правилами. Игра с правилами, также как и учебная деятельность, обязательно даёт результат, развивает самооценку, самоконтроль и самостоятельность. Игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке (дидактические), заполнять перемены и динамические паузы (подвижные, настольно-печатные). Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. В процессе этих игр ребёнок усваивает систему эталонов – этических, сенсорных, практических. Ролевые игры важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика, так необходимого ему для обучения.
        Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков, геометрическими формами, объектами природы. Опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление первоклассников в обучении способствует формированию логического мышления.

    Учащихся, чьё поведение, эмоциональное состояние, взаимоотношения в классе вызывают тревогу, вместе с родителями направлять в ГБУ ДО ЦППМСП Московского района на консультацию к специалистам.

Адрес ЦППМСП: пл. Чернышевского д8, телефон  388-19-18 с 10.00 до 19.00 часов.

С заключением ознакомлены:



Директор ГБОУ № 643 _________________             /                                  /      
                           

Классный руководитель   1 «А» класса   _____________                 /                            / 
 
Классный   руководитель 1 «Б» класса ______________              /                            /

Классный   руководитель 1 «В» класса ______________          /                            /








Общие рекомендации классным руководителям
(5 класс)

1.      Продолжить систематическую работу по сплочению коллектива учащихся:
Ø использовать в учебной деятельности работу в малых группах (когда общий результат зависит от оптимального взаимодействия и усилий всех участников группы), в которых школьники могли бы приобретать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом, идти на компромисс;
Ø проводить тематические классные часы, включая в них диспуты, дискуссии викторины, командные игры, в которых участвуют все ученики;
Ø создавать ситуации совместных переживаний (когда участники группы вместе радуются общим успехам или огорчаются по поводу неудач);
Ø организовывать совместные досуговые мероприятия вне школы;
Ø в учебно-воспитательном процессе предоставлять возможность самореализации
в творческой деятельности.
2.      Стараться создавать оптимальные условия для формирования адекватных самооценок
у учащихся, развития адекватного уровня притязаний, комфортных взаимоотношений в классе. Для этого необходимо:
Ø  обратить особое внимание на детей, имеющих в классе низкий социальный статус
и стараться  предлагать им такие задания, чтобы они могли выполнить их успешно и заслужить одобрение со стороны и взрослых и одноклассников;
Ø  стараться не акцентировать внимание на промахах, учить радоваться каждому успеху
и не огорчаться при неудачах.
Ø  помогать неуверенным в себе и застенчивым детям (т.н. «тихоням») проявлять себя
в привлекательной для них деятельности (поощрять, подбадривать, больше хвалить перед всем классом). Это позволит повысить их «ценность» в собственных глазах и в глазах одноклассников.
В случае неуспеха недопустимо применять к таким детям порицания, замечания, сарказм. Каждая удача, напротив, должна быть при всех отмечена. 
Ø  способствовать созданию ситуаций, в которых проявлялись бы взаимовыручка, взаимопомощь, сочувствие, доброжелательность учащихся.
Учащимся, чьё поведение, эмоциональное состояние, взаимоотношения в классе вызывают тревогу, можно рекомендовать вместе с родителями обратиться в ГБОУ ЦПМСС
на консультацию к специалистам.



Адрес ГБОУ ЦПМСС Московского района:
Пл. Чернышевского, дом 8
Телефон  для записи:  388-19-18 с 10.00 до 19.00 часов.

С заключением ознакомлены:

Директор ГБОУ № 643   ______________________________

Классный руководитель 5А  _________________________

Классный руководитель 5Б  _________________________



Рекомендации:
Внимание – это необходимое качество, которое следует развивать с раннего детства, так как оно будет способствовать успешному усвоению нового материала, формированию умения пользоваться уже имеющимися знаниями. Важно учить детей сосредоточиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности, быть наблюдательными, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять внимание (например, слушать и одновременно писать, рисовать и т. п.). Для любой деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение с одного вида занятий на другой. Поэтому у детей необходимо развивать интеллектуальную активность, устойчивость и переключение внимания, увеличивать его объем, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятельности.
Для улучшения психологического климата в классе, повышения уровня доброжелательности, теплоты в отношениях, дружеских симпатий, взаимовыручки и сочувствия рекомендуется:
- вовлекать отвергаемых и непринятых учащихся в интересную для них деятельность (в классе, ОУ);
- помогать учащимся достигать успеха в учебной деятельности (оказывать поддержку, убеждать в собственных возможностях и способностях);
- помогать неуверенным в себе и застенчивым детям ( так называемым «тихоням») проявлять себя в привлекательной для них деятельности, поощрять их поддерживать, больше хвалить перед всем классом, что позволит повысить их «ценность» в глазах одноклассников;
- привлекать более успешных авторитетных ребят для поддержки наиболее «слабых» учеников;
- проводить тематические классные часы на которых совместно с учащимися обсуждать волнующие их вопросы (темы) оценок, дружбы, взаимоотношений, и т.д.;
- проводить совместные коллективные мероприятия (праздники, викторины, соревнования, походы, экскурсии и т.д.);
Самооценка. Учитель играет  огромную роль  в формировании самооценки.
Адекватная самооценка формируется и развивается если:
- учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.
- учитель применяет преимущественно индивидуальные эталоны, (не сравнивать ребенка с другими, только с ним самим).  
- подбирает самостоятельные и контрольные работы по разноуровневым вариантам (каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности. При желании ученик может посоветоваться с учителем).
- для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (например, количество звуков в слове), и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота написания буквы).
- критерии оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками.
- самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя
Самооценка не является постоянной. Она меняется в зависимости от обстоятельств. В настоящее время существует множество способов повышения самооценки детей младшего школьного возраста, которые необходимо знать как учителям, так и родителям.
Таким образом, для формирования (или корректировки) адекватной самооценки младшего школьника рекомендуется:
1.        педагогу идти путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха;
2.        и педагогам, и родителям рекомендуется не скупиться на похвалу, проявление эмоциональной поддержки по отношению к детям;
3.        работа по формированию самооценки должна осуществляться в разные режимные моменты и в разных видах деятельности;
4.        педагогу учитывать принцип меры и принцип системы;
5.        обучать ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
6.        проводить с детьми релаксационные игры;
7.        предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться;
8.        предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе);
9.        предоставлять детям возможность делать выбор (разноуровневые задания);
10.    как можно чаще называть ребёнка по имени; хвалить ребёнка в присутствии других детей.
Рекомендации классным руководителям

            В формировании детского коллектива, психологического климата в классе, социального статуса каждого ученика главную и определяющую роль играет первый учитель.
Линия поведения учителя в каждом конкретном случае должна строиться сугубо индивидуально, исходя из особенностей сложившейся ситуации, особенностей личности ребенка.
           
Для улучшения психологического климата в классе, повышения уровня доброжелательности, сплоченности, взаимовыручки (развития основ кооперации) т.е. для создания коллектива рекомендуется:
-        вовлекать непринятых  детей в групповую деятельность, придумывая для них роли, где они смогут продемонстрировать свои положительные качества;
-        помогать учащимся в достижении успеха в учебной деятельности, привлекая более успешных, авторитетных ребят для оказания помощи более «слабым» учащимся;
-        способствовать созданию ситуаций, в которых проявлялись бы взаимовыручка, взаимопомощь, сочувствие, доброжелательность учащихся;


Деятельность учителя будет эффективной, если он способен создать в классе атмосферу тепла, естественности, взаимного доверия.
    Самооценка в младшем школьном возрасте формируется, главным образом, под влиянием оценки учителя. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мотива учебной деятельности – мотива достижения.
           

 Для формирования адекватной самооценки учащихся учителю необходимо:
-        предъявлять четкие, последовательные, понятные школьникам требования;
-        делать акцент на достижениях и успехах учащихся, ориентироваться на их сильные стороны;
-        формировать «правильное» отношение к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала;
-        исключить осуждение какого-либо ученика перед всем классом. Замечания делать наедине (после урока, на перемене);
-        при предъявлении одинаковых требований к разным ученикам учитывать их индивидуальные особенности и разный уровень способностей. Не сравнивать разных учащихся друг с другом;
-        помогать учащимся в преодолении аффективных реакций (гнев, раздражение, обидчивость и т.д.);
-        помогать неуверенным в себе и застенчивым детям (т.н. «тихоням») проявлять себя в привлекательной для них деятельности (поощрять, подбадривать, больше хвалить перед всем классом). Это позволит повысить их «ценность» в собственных глазах
и в глазах одноклассников. В случае неуспеха к таким детям недопустимо применять порицания, замечания, сарказм.


Для удовлетворения потребности детей в самовыражении, для раскрытия его творческого потенциала учителю необходимо:
-        проводить нетрадиционные уроки, которые включают в себя игровые элементы, творческие задания;
-        проводить внеклассные мероприятия  -  праздники, вечера, соревнования, экскурсии, походы и т.д., что  способствует формированию благоприятного психологического климата в классе, доброжелательному отношению учащихся друг к другу, налаживанию тесных дружеских связей между учащимися.



            Для формирования и развития нравственной позиции учащихся, их человечности, необходимо проводить тематические классные часы,  на которых читать соответствующие теме рассказы и др. литературные произведения с последующим обсуждением таких нравственных категорий как совесть, дружба, справедливость, уважение и т. д.

Ребятам необходимо больше общаться друг с другом в неформальной обстановке - играть, больше участвовать в общешкольных мероприятиях, спортивных соревнованиях, викторинах, конкурсах и д.д.

Родителям учащихся, чье поведение или эмоциональное состояние вызывает тревогу,  можно рекомендовать обратиться на индивидуальную психологическую консультацию  в ЦПМСС по адресу  пл. Чернышевского, д. 8  тел. 388-19-18 с 10.00 до 19.00

С заключением ознакомлены:

Директор ГБОУ № 643  ______________________________


Классный руководитель 4А  _________________________

Классный руководитель 4Б  _________________________

Классный руководитель 4В  _________________________



Комментариев нет:

Отправить комментарий